Бизнес для оптимистов или путь Avito к успеху

В конце 2006 года успешный предприниматель, создатель крупнейшего в Скандинавии интернет-аукциона Tradera Йонас Нордландер впервые приехал в Россию, чтобы рассмотреть предложение о развитии интернет-проекта. Тогда сотрудничество не сложилось, но появилась твердая уверенность в том, что это идеальное время для стартапов именно в России.

 Йонас Нордландер вернулся в Стокгольм с идеей создать сайт объявлений. После нескольких неудачных переговоров с инвесторами,  состоялась встреча   с нынешним сооснователем Avito Филипом Энгельбертом. На тот момент Филип вложил деньги в инвестиционную компанию, купившую Yellow Pages. Оценив идею и изучив бизнес-план проекта, он стал партнером Йонаса Нордландера.

В октябре 2007 года был запущен проект Avito.ru. Создатели ресурса с самого начала делали акцент на простоте и удобстве для пользователей, которые могли бы быстро и выгодно продать товары разных категорий: от личных вещей до авто и квартиры.

Первая маркетинговая кампания Avito прошла в начале кризисного 2010 года под слоганом «А сколько стоит ваш беспорядок?». Воспользовавшись ситуацией, команда Avito смогла за очень небольшие деньги провести масштабную рекламную кампанию, задействовав телевидение, печатную прессу, наружную рекламу и радио. В результате этой «оффлайновой атаки» узнаваемость бренда взлетела до 60%.

Создатели Avito сознательно отказывались от «быстрых денег», которые приносит размещение рекламы на сайте. Вместо этого, они прорабатывали сервис для максимального удобства пользователей. В 2011 году были запущены мобильная версия сайта и мобильное приложение, а также сервис Магазин, позволивший привлечь к сотрудничеству предпринимателей. В итоге, уже к осени 2011 число уникальных посетителей Avito возросло до 20 млн.

В 2012 году ресурс вошел в ТОП-5 самых посещаемых сайтов Рунета после Вконтакте, Одноклассников, Mail.ru и Яндекса. В этом же году решено было выделить и развивать отдельные категории Avito Авто и Avito Недвижимость.

ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО >>  Аудитория Avito: знакомимся ближе

По итогам 2012 года на Avito было продано товаров на 826 млрд рублей. Самыми востребованными категориями оказались высокотехнологичные гаджеты, бытовая техника, автомобили и недвижимость.

2013 год стал знаковым для Avito. Достигнув лидерских позиций, основатели ресурса решили пойти по пути объединения с ближайшими конкурентами. В марте было подписано соглашение с медиа-холдингом Naspers о слиянии принадлежащих ему сайтов частных объявлений Slando.ru и OLX.ru с Avito.ru. Помимо этого, Naspers инвестировал в объединенный проект $50 миллионов, которые пошли на укрепление приоритетных направлений Авто и Недвижимость. Взамен южноафриканский холдинг получил 18,6% шведского Avito Holding.

На момент объединения, российский ресурс Slando.ru занимал 2-е место в сегменте бесплатных объявлений, а OLX.ru – 5-е. Таким образом, уже на первых этапах слияния трафик Avito.ru значительно вырос: на объединенный ресурс пришли 5 млн новых пользователей. Кроме того, возросло количество компаний, заинтересованных в сотрудничестве. Еще более востребованной стала услуга «Магазин». Такой шаг дал впечатляющие результаты: за первое полугодие 2013 Avito заработал столько же, сколько за весь 2012 год — около $31,9 млн.

На волне объединения, весь 2013 год Avito стремительно развивается: в сентябре были представлены новые разделы Avito Услуги и Avito Работа.  В 2014 году было решено создать отдельный специализированный сайт для развития направления «недвижимость», и Avito, совместно с партнерами из Naspers, запустили проект Domofond.ru

В июле 2015 года состоялся запуск сервиса контекстной рекламы «Avito Контекст». Этот шаг позволил Avito претендовать на долю в постоянно растущем сегменте рекламного рынка.  1 октября того же года компания объявила о покупке логистического агрегатора CheckOut, с помощью которого впоследствии был реализован сервис Avito Доставка.

В октябре 2015 года мажоритарным акционером Avito стал холдинг Naspers, доля которого увеличилась до 67,9% После этой сделки инвесторы оценили проект Avito в $2,7 млрд, что поставило его на 4-е место по стоимости в списке интернет-компаний Рунета после холдинга Mail.Ru Group, компании «Яндекс» и социальной сети «ВКонтакте».

ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО >>  Спорные вопросы: Avito делит объявления с конкурентами

В 2016 году Avito продолжал стремительное развитие. Помимо впечатляющих финансовых показателей (сумма дивидендов акционерам составила $230 млн), ресурс стал единственным российским проектом, который вошел в международный рейтинг быстрорастущих компаний Deloitte. Аналитики Goldman Sachs назвали Avito самым быстрорастущим сервисом по размещению объявлений в мире.

Надо сказать, что путь к успеху у Avito получился впечатляющим, но отнюдь не быстрым. С момента запуска в проект было инвестировано порядка $170 млн, но до 2013 года он оставался убыточным. Тем не менее, создатели Avito были уверены в том, что добьются грандиозных результатов. Один из советов Йонаса Нордландера: «Будьте глупо-оптимистичными и никогда не теряйте драйв».

 


Вернуться в раздел